Чтение нотной записи для ударных инструментов, в частности, для ударной установки, описано на многих сайтах и в нескольких книгах, самой основной из которых, пожалуй, является новая книга “Guide to Standardized Drumset Notation” профессора Нормана Вейнберга, этого гуру нотной записи для барабанов. Однако, нижеследующая статья, вероятно, является первой и пока единственной в своем роде, поскольку она написана на русском языке.

Вообще говоря, следует различать собственно нотную грамоту, общую для всех музыкальных инструментов, и особенности чтения шумовых (атональных) ударных, к которым относится и ударная установка, поскольку здесь мы уже не можем сказать, что “высота расположения” ноты на нотном стане соответствует высоте звука. Ниже мы будем рассматривать оба эти аспекта нотной грамоты. Первая часть этой статьи посвящается скорее специфике обозначений ударных инструментов, а вторая и следующие части – музыкальной нотации вообще (такты, размеры, длительности и тому подобное), поэтому если вы отлично умеете читать обычные ноты, для вас достаточно проштудировать только первую часть.

Итак, Нотный стан и ноты: как это выглядит?

В современной так называемой западной системе нотной записи, который пользуемся и мы, ноты записываются на нотном стане (он женотоносец), представляющем собой обычно пять параллельных линеек, расположенных горизонтально. Линейки различают по номерам: нижняя считается первой. Для записи некоторых инструментов иногда используют нотоносцы с меньшим количеством линеек.

На нотном стане располагают ноты, которые состоят из трех основных элементов – головкиштиля и флажка. Только головка является обязательным элементом: бывают ноты без штиля и без флажка. Кроме того, на нотном стане, над ним и под ним располагают различные надписи и графические обозначения, называемые знаками. Знаки нотами не являются, то есть сами по себе не означают никакого звука. Тем не менее, они дают важную дополнительную информацию о том, как именно следует понимать нотную запись.

Паузы

Ноты не признают пустоты. Каждое мгновение музыки должно быть обозначено соответствующей нотой или нотами, которые звучат в этот момент. Однако музыка – это не только звук, но и тишина. Паузы в музыкальных партиях обозначаются специальными знаками, не похожими на ноты. Эти знаки так и называются – паузы.

Использование штилей, флажков и пауз в нотной записи ударных не отличается от нотации любого другого инструмента, поэтому мы рассмотрим их во второй части статьи вместе с прочими аспектами общей нотной грамоты.

Расположение нот на нотном стане

Головка ноты может быть расположена на одной из линеек нотного стана, между линейками, а также на так называемых дополнительных линейках – коротеньких горизонтальных черточках, расположенных выше или ниже основных. Штили нот могут быть направлены вверх или вниз. Обычно, если головка ноты расположена выше середины нотного стана, то штиль направлен вниз, а если ниже – вверх. Тем не менее, расположение и направление штиля обычно не имеет значения: главное, на какой “высоте” на нотном стане находится головка ноты. Поэтому, если готовка ноты находится, например, на второй линейке, то для краткости говорят, что “нота на второй линейке”.

В современной записи ударных также используют нотоносец, состоящий всего из одной линейки. Двухбарабанные инструменты (timbalesbongoconga) записывают на нотоносце с одной линейкой: ноты, обозначающие меньший (т. е. выше настроенный) барабан, рисуют выше линейки, а бóльший – ниже линейки. Партии одиночных ударных инструментов вроде треугольника также записывают на одной линейке, располагая головки нот на ней. Партии установок с количеством барабанов больше двух (quad-томы, quint-томы, том-томы, ударная установка) записывают обычно на пятилинеечном нотном стане.

Тон или шум?

Итак, если вы записываете мелодию, то пользуетесь нотным станом так же, как при записи, скажем, скрипки, даже если вы записываете партию курантов: расположение нот соответствует воспроизводимой высоте звука (т. е. основной частоте колебаний). Этот способ записи мы здесь рассматривать не будем. Если же вы записываете атональную перкуссию, то каждому инструменту будет соответствовать своя “полочка” на нотном стане, даже если ваш инструмент – скрипка (атональная перкуссия путем соударения корпуса скрипки с паркетным полом, например :).

Для тональных инструментов “высота” расположения головки ноты на нотном стане напрямую соответствует высоте обозначаемой ноты, то есть мы можем сказать, например, что если головка находится на первой линейке нотного стана, то она означает ноту “ми”. Таким способом записывают, в том числе, и партии тональных ударных инструментов (ксилофон, литавры, маримба, куранты и т. п.), т. е. таких, на которых можно сыграть мелодию.

Для шумовых ударных инструментов обозначать высоту нот нет необходимости. Вместо этого расположение нот означает тот или иной барабан, тарелку и пр. Скажем, для ударной установки ноты между третьей и четвертой линейкой означают малый барабан.

Конечно, можно возразить, что, например, том-томы в ударной установке дают звук определенной высоты (т. е. набор том-томов в принципе можно использовать для игры мелодии). Тем не менее том-томы в составе ударной установки принято записывать как шумовые инструменты, потому что в ударной установке их (в основном) не используют для игры мелодии.

Артикуляция

Возникает существенный вопрос: как же обозначать так называемую артикуляцию(это слово более знакомо перкуссионистам), то есть способ звукоизвлечения? Для любого перкуссионного инструмента можно использовать как минимум два способа звукоизвлечения – открытый (англ. open), когда по инструменту просто ударяют палочкой, колотушкой, рукой и т. п., и закрытый (заглушенный, англ. muted), когда при ударе инструмент каким либо образом приглушают, в результате чего звук получается более короткий и менее глубокий. Так играют, например, на треугольнике, conga и др.

Для многих перкуссионных инструментов может использоваться больше видов звукоизвлечения, каждый из которых обозначается своим способом. В ударной установке такие обозначения применяются к хай-хэту (ногой или палочкой, открытый, закрытый), тарелкам (игра по краю или цоколю), малому барабану (приемы rim shot и cross-stick, он же side stick). Более сложные приемы игры вроде глиссандо обычно подкрепляют пояснительными надписями на “человеческом” языке.Чаще всего информацию о способе звукоизвлечения доверяют самой важной части ноты – головке. Обычно головка ноты имеет овальную форму с небольшим наклоном оси по отношению к горизонтали. Именно такую форму имеют головки нот при нотной записи обычных тональных партий.

При записи шумовых ударных форму головки нот иногда изменяют для обозначения специфических приемов игры (артикуляции), которые мы только что обсуждали. Например, обычная игра по малому барабану записывается обычными же нотами. Игра приемом rim shot (когда палочка ударяется телом об обод барабана, а головкой – о мембрану) записывается нотами, расположенными в том же месте нотного стана (между третьей и четвертой линейкой), потому что барабан тот же; однако форма головки ноты другая, Х-образная. Обычно так играют на малом барабане, однако встречается играrim shot и на других барабанах. Иногда такой прием игры иногда также называют флажолетом по аналогии со струнными инструментами – ведь при игре rim shot основной тон глушится, и на передний план выступают гармоники.

Для обозначения приемов игры используют также кружок вокруг головки ноты. Для барабанов такой кружок обычно обозначает игру приемом cross-stick (он же side stick), когда задняя часть палочки лежит на мембране, а плечом палочки наносят удар по ободу. Обычно так играют на малом барабане.Игра так называемых “мёртвых” нот (англ. ghost note) обозначается нотами, головка которых записывается как бы в скобках. Такая запись может относиться как к барабанам, так и к тарелкам; в последнем случае ноты тарелок также записывают как бы в скобках.

Исторически сложилось так, что барабаны, издающие звук определенной высоты, обозначают нотами с головкой, имеющей стандартную овальную форму, как для любых тональных инструментов. В свою очередь тарелки, являющиеся шумовыми инструментами без всяких “но”, всегда обозначают нотами с головкой в виде буквы Х, а перкуссия часто обозначается нотами с ромбовидной головкой. Эта традиция часто сохраняется даже при записи одиночной тарелки или другого шумового инструмента, даже на нотном стане, состоящем из одной линейки.

Перкуссия

Для записи перкуссии в составе партии ударной установки часто используют ноты с ромбовидной головкой. Cow-bell иногда записывают выше пятой линейки, а иногда между четвертой и пятой линейкой, причем головка ноты при этом бывает треугольной. Одиночные перкуссионные инструменты (тамбурин, maracascasabaclavesтреугольник) обычно записывают между третьей и четвертой линейками – там же, где и малый барабан, но иногда аналогично cow-bell’у вверху нотного стана.

Перкуссию, состоящую из двух инструментов, в составе ударной установки записывают нотами, расположенными на разной высоте, при этом более высоко настроенный инструмент соответствует более высоко расположенной ноте. Congatimbales чаще всего записывают в верхней части нотного стана (выше четвертой и на четвертой линейке), а bongoagogo и wood blocks – пониже (третья линейка и ниже третьей линейки). Во всех случаях используют поясняющие надписи – о какой именно перкуссии идет речь.

Тарелки

Тарелки обычно обозначают нотами, расположенными в верхней части нотного стана. В составе ударной установки нотами с Х-образной головкой обозначают игру по краю (периферии) тарелки (англ. bow). Для обозначения игры по цоколю тарелки (англ.  bell, он же ping, он же (редко) sock) используют ноты с Х-образной головкой в кружке. Иногда бывают исключения: ride-тарелки: игра по их цоколю, дающая прорезающий колокольный звук (англ. ride bell), иногда записывают аналогично перкуссии – с головкой ромбовидной формы.

Другие приемы игры на тарелках, такие как акцент с глушением рукой (англ. choke) или крещендо (англ. build) обозначают при помощи знаков стакатто и трели, которые используются в “общемузыкальной” нотации, поэтому мы рассмотрим их в третьей части статьи.

Хай-хет с точки зрения нотной записи также относят к тарелкам, поэтому обозначают его нотами с Х-образными головками, расположенными между четвертой и пятой линейкой, на пятой линейке или выше пятой линейки. Однако для обозначения открытого или закрытого положения тарелок хай-хета используют не различные формы головки, а знаки. Кружком, расположенным выше или ниже ноты, обозначают открытый хай-хет. Все последующие ноты хай-хета, если рядом нет никакого знака, также будут означать открытый хай-хет, до тех пор, пока не встретится знак закрытого хай-хета в виде плюса. И наоборот, после знака в виде плюса все последующие ноты хай-хета означают закрытый хай-хет, пока не встретится знак в виде кружка. Такими же знаками иногда обозначают открытую (англ. open) и закрытую (англ. muted) игру на перкуссии (conga и т. п.).

Для обозначения игры на хай-хете ногой также используют ноты с Х-образной головкой, но расположенные ниже первой линейки. Это позволяет зрительно отделить игру на хай-хете палочкой и ногой.

Руки и ноги

На примере с нотацией хай-хета мы увидели, что при записи используют зрительное разделение партий рук и ног. Это относится и к игре на больших барабанах: все ноты, извлекаемые ногами, принято писать штилями вниз, а руками – штилями вверх. Традиционная нотная запись для ударной установки выполняется в виде так называемого двухголосия: партия, играемая руками, записывается штилями вверх, а ногами – штилями вниз. Встречается и другой способ записи: ритмический рисунок (большой и малый барабаны) записывают штилями вниз, а канву (хай-хет, тарелки) – штилями вверх.

Однако запись ударной установки в два голоса приводит к увеличению числа нотных знаков: паузы в одном или другом голосе должны быть явно обозначены знаками паузы. Так возникла идея упростить нотацию ударной установки путем записи ее как единого инструмента, т. е. одноголосной записи. При этом одновременно играемые ноты объединяются одним штилем, как бы образуя аккорды, поэтому такой способ записи получил название одноштилевой системы записи. Эта система действительно существенно упрощает нотацию ударной установки; тем не менее, традиции оказались достаточно сильны, и в настоящее время используются обе системы записи, и традиционная, и одноштилевая.

Стандартные обозначения инструментов ударной установки

К сожалению, таковые пока не существуют. Несмотря на вышеупомянутый монументальный труд профессора Вейнберга, барабанщики всего мира так и не пришли к абсолютно единому мнению о том, какими именно нотами обозначать различные барабаны и тарелки в ударной установке,поэтому к каждой нотной записи партии ударных обычно прилагается так называемый ключ (англ.key), иначе говоря, условные обозначения (англ. legend), в которых указано, какой барабан какой нотой обозначается. Тем не менее, уже давно сформировались определенные традиции.

Очевидно, что традиционными стали обозначения тех инструментов, которые традиционно входят в ударную установку: большой и малый барабаны, том-томы, хай-хэт. Хуже обстоит дело с различными тарелками и перкуссией, поскольку у разных барабанщиков их разное количество и разные виды. Кроме того, обозначения даже традиционных барабанов несколько отличаются на европейской и американской части земного шара, и даже на одном и том же континенте появляются различные отклонения в записи ударных. Однако это не мешает нам читать ноты для ударной установки, поскольку обозначения похожи, а для полной ясности к каждой нотной записи прикладывают “ключ”.

Большой барабан

Рассмотрим теперь наиболее распространенные обозначения элементов ударной установки. Начнем, конечно, с большого барабана. Чаще всего большой барабан записывают нотами между первой и второй линейками нотного стана, но иногда на первой линейке. В последнем случае нота между первой и второй линейкой может означать второй бас-том (второй напольный том, см. ниже). Иногда даже встречается запись большого барабана ниже первой линейки. Во всех случаях большой барабан записывается “в окрестностях” первой линейки штилем вниз (кроме одноштилевой системы), поэтому узнать его обычно не представляет труда.

Малый барабан

Малый барабан записывают нотами между третьей и четвертой линейкой, хотя (очень редко) встречается запись нотами на третьей линейке. Штиль всегда направлен вверх. Для обозначения приема cross-stick (он же side stick) чаще всего применяют ноты в кружке, а для обозначения rim shot– ноты с Х-образными головками. Тем не менее, Х-образной головой иногда обозначают cross-stick, а иногда даже удар палочкой о палочку или палочкой по ободу. Если вы сомневаетесь, на всякий случай посмотрите на “ключ”.

Том-томы обозначают обычными нотами штилями вверх. Чем меньше по диаметру (т. е. выше по тону) том-том, тем выше расположена нота на нотном стане – как бы в соответствии с издаваемой им нотой. Есть даже предположение, что основные барабаны ударной установки изначально настраивали именно на те ноты, которыми их обозначают в современной нотации для ударной установки, в результате чего малый барабан и “попал в середину” между маленькими и большими том-томами.Бас-том (напольный) практически всегда обозначают нотами между второй и третьей линейкой. “Место” между третьей и четвертой линейкой уже “занято” малым барабаном, и навесной том-том (альт) обозначают нотами между четвертой и пятой линейкой. Таким образом, “базовый” набор барабанов ударной установки представляет собой весьма стройную систему.

Эта система начинает потихоньку рушиться, когда добавляются дополнительные том-томы. В отличие от барабанов времен Джона Бонэма, современные ударные установки имеют минимум три том-тома – два навесных и один напольный. Второй навесной том-том (тенор-том) записывают на четвертой линейке (как бы между первым том-томом и малым барабаном) или на второй линейке (между малым барабаном и бас-томом).

Сегодня барабанщики доходят до полного сумасшествия в плане количества используемых том-томов, а современная нотация ударных, безнадежно отставая от самых ретивых барабанщиков, предусматривает максимум шесть том-томов в одной ударной установке. Здесь уже нет ни какой речи о стройной системе, поскольку том-томы занимают все свободные “места” на нотном стане.

Тем не менее, существуют два “течения”: “классическая” нотация для большого барабана использует ноты между первой и второй линейкой, третья линейка остается свободной для перкуссии вроде cow-bell’а, а место между третьей и четвертой линейкой резервируют для малого барабана. Альтернативное течение записывает большой барабан на первой линейке, положение малого барабана незыблемо – между третьей и четвертой линейкой, – а cow-bell можно записать и выше пятой линейки. В любом случае при наличии в партии такого количества барабанов следует внимательно изучить прилагаемый “ключ”.

Хай-хет при игре ногой в подавляющем большинстве случаев записывают под первой линейкой, а иногда на первой линейке, но в обоих случаях штилем вниз (кроме одноштилевой системы). Нотация хай-хета при игре палочкой встречается самая разная: между четвертой и пятой линейкой, на пятой линейке, выше пятой линейки. Правда, обозначение открытого и закрытого хай-хета везде одинаково: при помощи знаков в виде кружка и плюса. Чтобы не путать хай-хет с тарелками, всегда полезно заглянуть в “ключ”.

Тарелки

Запись тарелок – это самый “неухоженный” участок нотации для ударной установки – а причина та же, что и в случае том-томов. В дремучие, почти доисторические времена, когда бронтозавры джаза еще даже не различали crash– и ride-тарелок, в базовую ударную установку входили всего лишь хай-хет и две тарелки, которые называли просто “левая” и “правая”. Это мизерное по современным меркам количество тарелок очень легко отобразить на нотном стане.

Пример такой “классической” формы записи: хай-хет (палочкой) записывают между четвертой и пятой линейкой, ride – на пятой линейке, а crash – на первой добавочной линейке. Опять получается стройная система (вспомните том-томы), но и в этом случае хорошая идея снова пасует перед сумасшествием современности: появление невообразимого количества тарелок всяческих видов и размеров не оставляет ей шансов.

Если еще можно говорить пусть не о стандартизации, но о обычной практике обозначения трех-четырех тарелок в составе ударной установки, то бóльшее их количество просто ни в какой нотный стан не влезает. Да и о каком стандарте может идти речь, если буквально каждый барабанщик считает своим долгом использовать только ему одному свойственный комплект тарелок?

При чтении современной нотации ударных всегда приходится предварительно обращаться к прилагаемому “ключу”, чтобы не перепутать тарелки. Тем не менее, попробуем указать на некоторую сложившуюся практику.

Другим (также квази-стандартным) способом является запись хай-хета на пятой линейке, ride – выше пятой линейки, crash – на первой дополнительной. Какие-либо эффект-тарелки здесь, очевидно, не предусматривают.

Одним из современных квази-стандартных способов обозначения тарелок является следующий: хай-хет записывают выше пятой линейки, crash на первой добавочной, ride на пятой линейке. Эффект-тарелку (например, splash или china) записывают выше первой добавочной линейки, а второй ride илиbell – на четвертой линейке. Здесь просматривается другая логика: crash-тарелки записывают выше хай-хета, а ride-тарелки – ниже.

Наконец, во многих записях для ударной установки авторы, уставшие от бесконечных разночтений, просто пишут над всеми “тарелочными” нотами поясняющие сокращения, например, H. H. (hi-hat), R. C. (ride cymbal), C. C. (crash cymbal) и т. п. При этом все тарелки записывают нотам с Х-образной головкой, расположенными выше пятой линейки или на пятой линейке. А это – уже первый шаг к табулатуре. Серьезный недостаток такой записи: проблематично записать одновременную игру на разных тарелках.

Табулатура (англ. tablature) – способ записи музыки без нот, которая используется не только для ударных, но и для гитар, баса и т. д. Здесь также есть линеечки (что-то вроде нотного стана), каждая линеечка соответствует отдельной струне (для гитар) или отдельному барабану. Слева пишут, какая линейка какому барабану соответствует, а сами ноты обозначают крестиками или точками. Здесь также используются нотные размеры, но не длительности нот. Каждый крестик просто обозначает момент удара – и всё.

Также существуют “гибридные” способы записи ударных – когда используют ноты, по всем правилам записанные на нотном стане, с длительностями, размерами и тактами, однако нотный стан имеет произвольное число линеек, и каждая из них отвечает за один единственный барабан – аналогично табулатуре. Соответственно, слева обычно указывают, какая линейка какому барабану соответствует, поэтому такая нотная запись прекрасно обходится без пояснений и “ключей”.

Продолжение следует…

Во второй части статьи я попытаюсь объяснить вам “общемузыкальные” аспекты нотной записи – такты, размеры, длительности и тому подобное. В этом смысле запись ударных не отличается от записи любого другого инструмента, поэтому если вы хорошо умеете читать ноты для других музыкальных инструментов, то следующие части статьи вам скорее всего не нужны. В третьей части я расскажу об обозначении специфических приемов игры, различных музыкальных украшений (мелизмов), а в четвертой части – обо обозначениях структуры музыкального произведения, таких как реприза (знак повторения) и т. п.

взято с сайта drummer.org.ua


Leave a Reply

Your email address will not be published.