[adsense_id=»2″]

Нотная грамота – часть третья

В первых двух частях этой статьи мы рассмотрели самые основные элементы нотной записи, и в большинстве случаев вам будет этого достаточно. Теперь же займемся более редкими элементами. Третья часть статьи посвящена специальным знакам.

Изменение длительности нот

Во  второй части статьи мы упоминали о нотах с точкой (для увеличения их длительности в полтора раза), а также применили знак лиги для объединения нескольких нот в одну. Поскольку легато на ударных инструментах не сыграешь, лиги используются в нотной записи для ударных именно для этой цели: в случаях, когда нота начинается в одном такте и продолжается в следующем, мы вынуждены написать две ноты и объединить их лигой. Такая лига называется соединительной.

Точка справа от головки ноты обозначает увеличение её длительности в полтора раза. Таким образом, к четверти как бы прибавляется восьмушка, к половинке – четверть, к восьмушке – шестнадцатая и т. д.Иногда используют две точки, что означает увеличение длительности в 1¾ раза. Применение такого обозначения кажется странным только на первый взгляд: ведь если четверть с точкой – это как бы половинная нота без одной восьмой, то четверть с двумя точками – это половинная нота без одной шестнадцатой.

Артикуляция

В первой части статьи мы уже упоминали о так называемойартикуляции как способе звукоизвлечения. Для многих перкуссионных инструментов используется несколько видов звукоизвлечения, каждый из которых обозначается своим способом. В ударной установке такие обозначения применяются к хай-хэту (ногой или палочкой, открытый, закрытый), тарелкам (игра по краю или цоколю), малому барабану (приемы rim shot и cross-stick, он же side stick). Эти приемы могут обозначаться либо формой головки ноты (например, X-образная для приема rim shot), либо дополнительным знаком над или под нотой (например, кружок для открытого хай-хэта). Теперь же рассмотрим более общие понятия.

На самом деле описанная выше трактовка поняния артикуляция скорее бытовая, потому что в музыкальной теории под артикуляцией понимают способ игры последовательных нот – слитно, отдельно, коротко и т. д. Для этого придумали специальные музыкальные термины, такие как легато(связно), стаккато (отрывисто), маркато (чётко, отчётливо), глиссандо (плавное скольжение от одного звука к другому), фермата (увеличение длительности ноты по усмотрению исполнителя), и другие.

Большинство этих «общемузыкальных» видов артикуляции не применимы к ударным инструментам; единственное, что приходит на ум, это так называемый choke – прием игры, когда тарелку ударяют палочкой и тут же заглушают рукой. Можно предположить, что этот прием должен записываться как стаккатоили маркато, хотя на практике мне не встречалось подобное обозначение.Теперь, когда мы поняли, что понятие артикуляции не охватывает все способы звукоизвлечения, рассмотрим более широкое понятие, обозначаемое термином штрих.

Штрихи

Штрихом в музыке называют способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук, что определяет характер, тембр и другие характеристики звучания. Артикуляция – это только характер звучания в плане раздельности или слитности группы нот. Кроме артикуляции к штрихам относятся изменения темпа, а также агогика (отклонения от ритма) и орнаментика (характер исполнения самой ноты или их малых групп), которые мы рассмотрим позже.

Здесь еще следует вспомнить об обозначениях направления движения рук. Как в нотной записи для струнных инструментов можно указывать направление движения смычка, так и для ударных инструментов можно указать downstroke (движение руки или ноги вниз) и upstroke (движение руки или ноги вверх). Думаю, эти приемы игры с натяжкой можно отнести к штрихам: ведь они пусть не сильно, но влияют на характер звучания. Правда, я не разу не встречал в нотах для ударных подобных обозначений.

Существуют штрихи специфические для конкретных инструментов, например, особый тембр струнных при ведении смычком у подставки (суль понтичелло), игра на ритм-гитаре с одновременным прижатием струн ладонью (palm mute) или ударный способ игры на бас-гитаре (слэп). Для ударной установки такими приемами игры можно назвать rim shotcross-stickглиссандои, вероятно, press-roll. Например, глиссандо (плавное скольжение от одного звука к другому) можно исполнить на том-томе, нажимая на мембрану одной палочкой одновременно с ударом второй. Для подобных редких приемов не существует определенных способов нотации для ударных, поэтому их указывают в нотах в виде примечания.

Акценты и группировка

Во  второй части статьи мы разбирали такие понятия, как сильные и слабые доли, акценты и синкопы, сложные размеры с относительно слабыми долями. Теперь рассмотрим эти вопросы подробнее.

Говоря об акценте, мы обычно подразумеваем, что акцентированная нота звучит более громко. На самом же деле акцент – это выделение громкостью или другим образом определенной ноты или доли в такте. Таким образом, для акцентирования можно применять не только динамику, но и штрихи.

Так сказать, «обычный» акцент (за счет громкости звука) обозначается знаком, похожим на математический знак «больше». Однако на практике далеко не все акцентированные ноты обозначаются этим знаком, да это и не нужно, поскольку часто расстановка акцентов очевидна из самого нотного материала. При этом реальная «сила» акцента выбирается исполнителем исходя из конкретной музыкальной «ситуации».

Например, очевидно, что сильная доля акцентируется:


Также очевидно, что синкопа акцентируется (синкопа как смещение акцента подразумевает наличие этого самого акцента):


В сложных размерах распределение долей часто указывают при помощи группировки мелких длительностей под одним флажком или при помощи явного указания разбиения сложного размера на простые. Тогда не остается сомнений, где какая доля.

Если автор хочет указать в нотной записи какой-либо акцент, который не очевиден (не приходится на сильную долю, не очевиден как синкопа или исходя из группировки нот), он использует знаки артикуляции, штрихов, или же знаки акцентов (когда речь идет об акценте за счет громкости).

Мелизмы

Мелизмами называют украшения звука, не меняющие темпа и ритмического рисунка. Акцент, который мы рассматривали выше, тоже можно считать мелизмом, поскольку не долевые акценты действительно используются для «украшения». Помимо акцентуации используют следующие мелизмы.

Форшлаг (англ. grace note) – это один или несколько очень мелких звуков, которые предшествуют основному. Звуки форшлага могут исполняется до основной ноты (за счет длительности предыдущей ноты) либо (реже) за счет длительности основной ноты.Ноты, обозначающие форшлаг, в нотной записи имеют меньший размер, и их штили часто перечеркивают, чтобы показать, что их длительность пренебрежимо мала по сравнению с «основными» нотами.

Барабанщики обычно знакомятся с этим мелизмом, когда начинают изучать рудимент flam, который является коротким форшлагом из одной ноты. Также на ударной установке для исполнения форшлагов часто используют press roll – тогда форшлаг состоит из нескольких нот.

Тремоло – это многократное повторение одного и того же звука. В ударных инструментах обычно исполняют при помощиclosed roll (buzz roll).Тремоло обозначают путем перечеркивания штиля ноты наклонными чертами, число которых указывает, какими длительностями следует исполнять тремоло (или, если хотите, дробь). Этих линий будет столько, сколько флажков у одной мелкой ноты, «участвующей» в тремоло.

Специфический для ударных вид тремоло, называемый build, играют на тарелке, постепенно увеличивая громкость, так что тарелка как бы «заводится» с нуля.

Вибрато– периодические изменения высоты, громкости или тембра звучания. На ударной установке вибрато можно исполнить на барабане при помощи колебания пальца, нажимающего на мембрану, или на тарелке, если сложить ладонь «чашечкой» и двигать ею у купола звучащей тарелки, приближая и отдаляя от неё ладонь.Существуют и другие мелизмы, а также прочие элементы музыкальной орнаментики, которые в игре на ударных инструментах практически не употребляются, поэтому рассматривать их мы не станем.

(взято с сайта drummer.org.ua)
[adsense_id=»1″]


Leave a Reply

Your email address will not be published.